Обзор статей » Еврейская традиция

  • Земля и я

    «И взял Авраам еще жену, и имя ее – Ктура. И родила ему Зимрана, Якшана, и Медана, и Мидьяна, и Йишбака и Шуаха… И отдал Авраам все, что было у него, Ицхаку, а сыновьям наложниц, которые у Авраама, дал Авраам подарки и еще при своей жизни отослал их от Ицхака, сына своего, на восток, в землю восточную» (Берешит, 25:1-5).

    Но разве можно подарить что-то кому-то после того, как ты уже отдал все другому. Можно. Но только в одном случае: если ты оставил близкому человеку все чем полна твоя душа, а другим сказал: «Вот я поделил мое имущество, берите каждый свою долю».

    Авраам оставил Ицхаку свою способность любить, чувствовать, понимать, а детям наложниц дал то, что было для него не так важно. Или, иными словами, он оставил Ицхаку землю Израиля (Раши).

    Но ведь сам Авраам, его душа, его способность любить, чувствовать, переживать, и сопереживать, и понимать суть вещей – это одно, а земля, ее горы, долины, степи, пустыни, деревья и их плоды – это другое.

    Но это только на первый взгляд.

    Между землей Израиля и душой Авраама существовала столь сильная связь, что невозможно говорить о них в отрыве друг от друга. Ведь первое повеление, которое получил Авраам, звучало так: «Иди к себе в землю, которую Я покажу тебе» (Берешит, 12:1). Только в земле Кнаан Авраам мог найти себя: обрести силы и способности души. Как сказано: «…Бог дает возвышенную душу народу (который) на ней (святой Земле) и движение души (всем) идущим по ней» (Йешаяу, 42:5).

    Для того, чтобы найти себя, нужно найти Б-га, так как пока у человека нет Б-га – нет человека. «И пошел Авраам… И показался Б-г Аврааму…»

    Конечно же нельзя увидеть то, что невозможно увидеть. Но на то она и святая земля, чтобы дать душе силы почувствовать близость Всевышнего столь явно, что начинает казаться, что ты стоишь перед Ним. И ощущение Его близости становится таким же четким, как восприятие глазами. И поэтому в святой земле у Авраама появились силы громко произнести имя Всевышнего, как сказано: «…и провозгласил там имя Бога, творца мира» (Берешит, 21:33).

    Любовь к Б-гу и любовь к святой земле неразрывно связаны друг с другом. Эту способность стоять на святой земле и «видеть» Б-га, а вместе с ней – и любовь к земле, Авраам передал Ицхаку, а через него – его потомкам. И пока она жива – мы потомки своих праотцев и можем опираться на их заслуги.

    И не случайно Моше, молясь за народ, совершивших грех золотого тельца, просил вспомнить заслуги праотцев. Но когда сыновья Израиля отказались воевать за землю, он не упомянул Авраама, Ицхака и Яакова. Ибо тот, кто отказывается от земли, отказывается от праотцев, отказывается от себя.

    Любовь к земле в сердцах сыновей Израиля не умрет никогда. А если она умрет… Но она не умрет никогда. Она всегда была и будет источником вдохновения, творческих сил, постижения Торы.

    А дети наложниц… Что же, кроме имущества, подарил им Авраам?

    «Имя нечистое», – утверждает Раши.

    Авраам научил их поддерживать связь с Б-гом на доступном им уровне. И открыл им имя чистое. Но правильного восприятия этого имени от них невозможно было ожидать.

    Говорят, что дети Ктуры положили начало восточным религиям, в которых медитация, попытка уйти от окружающей действительности, занимает центральное место.

    Однако Б-г раскрывается не в видениях человека, пытающегося оставить «грешную землю», а в реальной жизни. Но, поскольку такое раскрытие возможно только на святой земле, то, может быть, те, кто садятся в позу лотоса у себя на родине, в чем-то и правы…

    А сыновья Израиля призваны жить в земле Израиля, где Б-г раскрывает душу и раскрывает Себя. Здесь человек насаждает сады и возводит здания, молится и постигает Тору. И вся его жизнь – медитация, а цветение земли – ее реальный результат.

     Рав Зеев Мешков

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев