Михаил Гольд Украина Главный редактор газеты "Хадашот" обновлено June 28, 2011

Категории

Теги автора Михаил Гольд

Архивы

Обзор статей » Искусство

  • Букер за азохенвейчики. И не только...

    Один из самых известных американо-еврейских писателей, живой классик Филип Рот стал лауреатом вручаемой раз в два года Международной Букеровской премии.  «Писатель не только изменил наше понимание еврейской идентичности, он также реанимировал художественную литературу, и не только американскую», – отметил, поздравляя лауреата, председатель жюри д-р Рик Гекоски.

    Родившийся в Нью-Джерси Филип Рот – американец во втором поколении – семья его отца приехала в Золотую страну («а голдене медине») из Галиции, а родители матери – уроженцы киевской губернии.

    Первый же сборник рассказов Рота «Прощай, Колумб» – о проблемах и комплексах ассимилированных евреев – получил Национальную книжную премию 1960 года. А к автору сборника, стараниями некоторых его соплеменников, прочно приклеился ярлык «еврейского самоненавистника» – благодаря безудержному сарказму в отношении своих героев.

    Настоящей пощечиной общественному вкусу стал, пожалуй, самый известный роман Рота – «Жалоба Портного», написанный от лица Александра Портного, преуспевающего юриста-еврея, который рассказывает психоаналитику о своем детстве, сексуальных и других комплексах, давая волю непристойным фантазиям.

    Образ властной и гипертрофированно-заботливой еврейской мамочки, издевка над семейным укладом, слабохарактерность и эгоцентризм главного героя – все это Рот неоднократно эксплуатировал в своих последующих романах.  Newsweek включил Portnoy's Complaint в список 100 лучших книг всех времен и народов, но отождествление Рота с Портным так «достало» автора, что он придумал себе новое alter ego – Натана Цукермана. 

    Еврейская тема так или иначе присутствует в большинстве книг Рота, тем не менее  лауреат Пулитцеровской премии, трехкратный лауреат премии Фолкнера, двукратный –  премии Ассоциации литературных критиков и Национальной книжной премии неизменно раздражается, когда его называют «еврейским писателем». «Я очень хорошо знаю, что значит быть евреем, и это, правда, неинтересно. Я не пишу еврейско-американскую прозу. Это все ярлыки, придуманные в политических целях».

    Парадокс? Да нет, Рот действительно не полностью вписан в мейнстрим американо-еврейской литературы, которая может гордиться такими громкими именами, как Сол Беллоу и Бернард Маламуд. В этом смысле характерно эссе 1969 года «О некоторых новых еврейских стереотипах», в котором Рот полемизирует с Леоном Юрисом –  автором героико-патриотического романа «Эксодус», столь популярного в перестроечную эпоху у еврейской молодежи СССР.

    Еврейские персонажи Юриса – парни куда более симпатичные и положительные, чем невротики Рота. И автор «Эксодуса» не видит в этом ни малейшего схематизма, утверждая, что образ еврея-борца ближе к действительности, чем типажи других еврейских писателей. В числе «других», которые, по мнению Юриса,заняты тем, что проклинают своих отцов, ненавидят матерей и, заламывая руки, вопрошают, зачем появились на свет, Филип Рот увидел и себя. И впрямь, что такое еврейская литература? «Давай не будем про жидовню и ее жидовские азохенвейчики. Неужели тебе и впрямь было бы интересно прочесть про еще одного папочку, и еще одну мамочку, и еще одного сыночка, и еще одну дочурку – и про то, как они затрахивают друг дружке мозги?…» (Ф. Рот. «Профессор желания», с. 219-220). Похоже, все-таки интересно. И не только Роту, который пишет об этом больше полувека, но и миллионам его читателей на всех континентах.   

    Разумеется, для Юриса, воспевающего «людей, которые не просят прощения за то, что они родились евреями», Филип Рот – плохой еврей (хоть он и не говорит об этом прямо).  Шутка ли, в синагоге в последний раз был на собственной бар-мицве. Хотя и это типично еврейская история. Она многое вместила – и кашрут в родительском доме, и стремление стать «стопроцентными американцами», и воскресные радиопроповеди симпатизировавшего Гитлеру отца Чарльза Кофлина, собиравшие 40-миллионную аудиторию, и рефлексии Рота по поводу «непростого решения», принятого в начале 1950-х. Какое решение оставило столь глубокий след в душе прожженного циника? Выбор 18-летним Филипом первого авто, которым стал Ford, вопреки негласному бойкоту, объявленному американскими евреями этой марке, – и это спустя годы после того, как Генри Форд отказался (по меньшей мере, на словах) от своих антисемитских взглядов.

    Плохой еврей? Возможно. Но в данном случае важнее все-таки «еврей», чем «плохой».  Разве не еврейскими страхами пронизан «Заговор против Америки» – этакая альтернативная история, где летчик-антисемит Чарльз Линдберг, чью форму украшал орден, полученный от Геринга, побеждает Рузвельта на выборах 1940 года? И как не приклеить «еврейский» ярлык к «Операции Шейлок» с ее идеями обреченности государства Израиль и необходимости возвращения евреев на доисторические родины?

    Ничего еврейского, только личное? Пусть так. И никаких азохенвейчиков!

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
2 комментариев
  • Viktor Kurjanov
    Viktor Kurjanov Как все сложно и запутанно! Возможно в свое время обидели свои..?
    June 28, 2011
  • Александр Уринович
    Александр Уринович Наверное такие евреи то же должны быть. В конце концов пройдет время, его имя останется в истории. А там, как говорят в футболе, игра забудется а счет останется. И вспоминая о нем , первым делом вспомнят что? ....:)
    June 29, 2011