Евгения Кравчик Израиль Журналист и фоторепортер, лауреат премии им. Кеннета Абрамовича за критику прессы обновлено April 22, 2012

Категории

Теги автора Давид Левин

Архивы

Обзор статей » Lifestyle

  • Как сказать по-амхарски: «В будущем году в Иерусалиме»?

    В минувшее воскресенье, 15 апреля, в Старом городе Иерусалима православные праздновали Пасху. В разноязыкой толпе выделялись темнокожие паломники в белоснежных накидках. Многие израильтяне  по ошибке принимают их за коптов. В действительности эти люди не имеют никакого отношения к египетским христианам. Разве что эфиопский придел – состоящая из живописных мазанок африканская деревня на крыше Храма гроба господня – соседствует с роскошными владениями коптов.

    В этой экзотической деревне, будто сошедшей с холста художника средневековья, дважды в год – весной и осенью - собираются тысячи паломников из Эфиопии. Каждый из них проделал неблизкий путь, чтобы соприкоснуться с величайшей святыней христианского мира, вдохнуть целительный иерусалимский воздух, получить благословение священника, вознести молитву и… вспомнить о своих еврейских предках! Ведь с Иерусалимом эфиопов связывают более чем 3-тысячелетние узы.  

    По преданию, царица Савская посетила в Иерусалиме царя Соломона. Домой она вернулась беременной и родила сына, которого назвала Менелик (в переводе с амхарского - "сын царя"). Он стал первым императором Абиссинии (Эфиопии), с его именем связан период наивысшего расцвета этой африканской страны.

    Впоследствии Менелик совершил путешествие в Иерусалим и посетил своего отца. Домой он привез дарованные царем Соломоном предметы культа, в том числе  барабаны, в которые били в Храме. Менелик стал основателем  Соломоновой династии эфиопских императоров, символом которой был лев, также являющийся символом Иерусалима, читаем в научном труде докторанта Еврейского университета покойного Влада Соколовского.

    Много веков эфиопы исповедовали иудаизм. Христианство пришло в эту страну в 4-5-м веках новой эры, но приняли его далеко не все (доказательство тому - проживающая в Израиле многочисленная община репатриантов из Эфиопии).  

    Начиная с 7-го века, Эфиопия оказалась в кольце мусульманских стран и была отрезана от еврейского и христианского мира. До середины ХХ века эфиопская православная церковь подчинялась александрийскому коптскому патриархату (Египет). Вместе с тем, доминиканский монах Бурхард Сионский, живший в Иерусалиме в период между 1274 и 1284 годами, в своей книге описывает эфиопов как «самых набожных среди восточных христиан».  

    Абба Сион, глава эфиопской христианской общины на Святой Земле, рассказал мне несколько лет назад такую историю: в девятнадцатом веке верующим из Эфиопии принадлежало все восточное крыло Храма гроба господня в Старом городе. Они были хранителями ключа от Храма, хотя жили впроголодь, а спали в своих кельях на полу…  

    В 1838 году в Иерусалиме разразилась эпидемия чумы, унесшая жизнь всех эфиопских монахов и монахинь, за исключением двух. Из Египта тем временем понаехали копты. Они захватили все строения, ранее принадлежавшие эфиопам, и сожгли богатейшую библиотеку. Впоследствии копты утверждали, что библиотеку пришлось спалить, так как она могла быть инфицирована эфиопскими монахами, заразившимися чумой.  Вместе с книгами, однако, сгорели и документы, подтверждавшие право эфиопов на строения в комплексе Храма.

    Самое печальное: в руках коптов оказался ключ от Храма. (В наши дни, уточню, хранителем ключа и привратником величайшей в мире христианской святыни является мусульманин Ваджих Нусейбе.)

    Эфиопы не просто потеряли контроль над Храмом - копты вытеснили их практически из всех строений. Единственное место, где темнокожим монахам чудом удалось закрепиться, стал отрезок крыши, подняться на который по крутым каменным ступеням можно через две полутемные молельни. Там, на крыше, во второй половине ХIХ века и была построена африканская деревушка: несколько узких келий с низенькими (ниже человеческого роста) деревянными дверьми.

    Именно на этой крошечной площадке, упирающейся в коптский придел, для паломников из Эфиопии был разбит в пасхальные дни шатер. Здесь часть из них спасается от солнцепека, дремлет или читает молитвы. Здесь же некоторые паломники коротают холодные иерусалимские ночи, но на тесноту и неудобства никто не жалуется. Напротив: в эфиопской деревне царит удивительно доброжелательная атмосфера.   

    К израильтянам эфиопы относятся с искренней теплотой: в отличие от разномастных европейских антисемитов, они гордятся своей кровной связью с еврейским народом и с Иерусалимом. Гордятся настолько, что даже соблюдают субботу!

    Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Я постоянно – много лет подряд - встречаю в Старом городе эфиопских священнослужителей и монахов. Но услышать от кого-либо из паломников фразу: «В будущем году в Иерусалиме!» мне так и не удалось: ни один из десятков эфиопских женщин и мужчин, с которыми я пыталась заговорить, не понимает по-английски…

     

    Автор – журналист и фоторепортер, лауреат Израильской премии за критику прессы

    Альбом статьи (5 photos)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев